Знатоки парусного спорта считают, что необычно широкие и мелкосидящие парусные лодки, оснащенные одним гафельным парусом с гиком, выступающим далеко за корму, и безвантовой мачтой, появились в 1830—1840 гг. в мелководных, защищенных от большой волны заливах атлантического побережья Северной Америки. Первоначально их использовали для профессионального рыболовства и перевозки различных грузов; наиболее популярны были кэтботы длиной 12 футов (3,6 м). Затем появились лодки длиной 14, 15 и даже 20 футов, уже снабженные каютой. Нередко рыбаки, промышлявшие на кэтботах, устраивали между собой гонки и неудивительно, что вскоре лодки привлекли внимание яхтсменов. За их проектирование и постройку взялись про-фессиональные яхтенные конструкторы и судо-строители. К концу XIX в. кэтботы «вошли в моду», они появились и в европейских странах с развитым парусным спортом — в Англии, Голландии, Франции и России.
В 1913 г. в США был введен «юниорский» класс «Атлантик Сити» кэтботы длиной 22 фута, имевшие гик и мачту почти одинаковой длины. Тогдашний президент США Тафт учредил специальный Кубок, разыгрывавшийся на этих яхтах, что способствовало быстрому росту популярности класса среди яхтсменов. Строились даже 9-метровые кэтботы, которые вооружались парусом площадью свыше 40 м2. В классическом труде Г. В. Эша «Руководство для любителей парусного спорта», С.-Петербург, 1895 г., приводятся общие чертежи кэтботов нескольких типов, построенных в России в те годы и успешно используемых для гонок и одиночных плаваний. Автор отмечает такие положительные качества, как легкость оснастки в управлении, довольно высокую скорость даже при слабых ветрах и возможность использования на самой мел кой воде — на взморье, речных плесах и озерах.
Любопытно, что известный русский капитан-парусник Д. А. Лухманов вспомнил о кэтботах, когда ему в 1895 г. поручили «спроектировать шлюпку мелкосидящую, остойчивую, могущую поднимать не меньше двух саженей дров и в то же время способную без особого труда выгребать против сильного амурского течения. Выбирая форму корпуса, я остановился на американских кэтботах только, конечно, без выдвижного киля. После нескольких ночей работы проект был готов, и первые двадцать шлюпок были заказаны опытному мастеру»,— пишет Д. А. Лухманов в своей повести «Соленый ветер».
А когда построенные в Японии по чертежам капитана шлюпки прибыли в Николаевск-на-Амуре, «первое впечатление, которое они произвели на старых амурских водников, было ужасное. Водники смеялись над шлюпками, называли их утюгами, уверяли, что против течения эти утюги не только не сдвинешь, но их понесет назад. Однако после испытания на воде критика и насмешки стали сдержаннее. Я предложил самому резкому из моих критиков пари на пятьдесят рублей: я утверждал, что моя шлюпка под четырьмя веслами обгонит любую четырехвесельную шлюпку местной постройки. Спорящий согласился, и на дистанции две версты вверх и две вниз по течению мой утюг, обогнув один из буев на фарватере, пришел к финишу, когда его конкурент не добрался еще до буя... После этого «лухмановские утюги» брались нарасхват и заслужили такую репутацию, что пришлось заказать вторую партию»... В Голландии функционирует клуб кэтботов, объединяющий приверженцев этого типа яхт. В стране, изобилующей большими внутренними акваториями и мелководными морскими заливами, кэтботы хорошо проявили свои качества.
Новости посвящены так называемым реактивным доскам, их еще называют - мотодоски, мотосерф, серф с мотором, мото вейк, вейк с мотором, моторизированные доски... JetBoard