Фальшкиль (укороченный киль), имея балласт 700 кг., вместе с расширяющимся над ватерлинией корпусом, должны оказывать ощутимое
противодействие ветровой нагрузке, которая может быть существенной, ведь парус у КэтБота 32 метра, а это, пожалуй, максимальный размер, для яхт длиной 6 метров. Такие размеры паруса возможны также благодаря тому, что центр парусности у
гафельного вооружения ниже, а мачта короче.
Несомненно, короткий киль, защищенный стальной оковкой – это супер достоинство, поскольку, он позволит ходить по мелководью почти без ограничений - подходить к берегу для взятия или высадки пассажиров (при отсутствии большой волны, например в заливе или когда ветер отжимной), подниматься по устью мелководных рек и каналов. Такой киль, позволяет, и это очень важно, хранить и перевозить яхту на прицепе. Даже превышение транспортной ширины - это не существенно, в данном подходе, поскольку, специальным
кильблоком, можно, слегка повернув корпус, все же вписаться в этот лимит. Можно, получить справку в ГАИ и ездить без опасения какое то время.
Ведь 3 метра ширины это:
– возможность, прежде всего, сделать пребывание на 6 метровой яхте комфортабельным. Комфорт на яхте, что бы не говорили– это прежде всего наличие гальюна, который не занимает место где то в носу яхты или под палубой в районе кормы, а расположен в боковом герметичном выделенном отсеке.
- возможность обойтись укороченным килем, при максимально – возможном вооружении для 6 метровой яхты. Отношение длины к ширине 2:1, такое же, как у катамаранов, такие пропорции позволяют противостоять крену, при этом смоченная поверхность остается небольшой.
- возможность разместить надежный внутренний
дизельный двигатель с генератором под палубой, в кормовой части, который скрыт от вандалов, значит можно ставить яхту на буе или якоре ночью, в местах не вызывающих большое доверие.
- возможность иметь достаточно большую автономность. Запасы топлива и воды могут быть значительными, места, где в других яхтах подобных размеров, занимает гальюн - свободны. Дизельный двигатель в корме займет места не много.
Рундуки широкого корпуса имеют значительную вместимость.
Наличие одного паруса, на мачте, расположенной на самом носу седловидного корпуса, площадью 32 м2 это:
- возможность иметь даже небольшой ход, даже в ситуации, когда не устойчивый и слабый ветер еле напоминает о себе..
- возможность управлять внушительным вооружением одному человеку, без … суеты, без спешки. Отдыхаем – одним словом на яхте, без лишних фалов и веревок
Этот набор достоинств трудно переоценить, но, как в жизни бывает, за все надо платить. Рассмотрим, насколько недостатки критичны в проекте 6-ти метрового
КэтБота, с учетом того, что эта яхта, прежде всего, должна служить интересам человека, который хочет посветить свое свободное время путешествиям. Путешествия могут занимать не только два дня вдоль берега озера, они могут являться переходами из
Балтийского моря в
Средиземное, с кратковременным заходом в марины по пути. Участок, который вызывает особое внимание у яхтсменов - это
Бискайский залив. О особенностях преодоления этого участка пути лучше прочитать
здесь. Эти особенности можно считать
"хорошей морской практикой", поэтому, не стоит пренебрегать ими, рассчитывая только лишь на высокие показатели мореходности Вашей яхты.
Определив недостатки, попробуем их минимизировать:
- Кэтботы требуют более раннего уменьшения парусности, чем яхты других типов, при усилении ветра, поэтому, при желании клиента, мы изготовим патент-риф, с помощью которого парус будет наматываться на гик.
-
КэтБот "Тэбби Кэт" будет лавировать менее круто к ветру, чем однотипные
швертботы из-за отсутствия шверта. Колодец для
шверта не только усложняет постройку яхты, загромождает каюту и кокпит, но и требует постоянного внимания со стороны экипажа. Для улучшения лавировочных свойств
КэтБота, возможно применить бушприт со стакселем, это позволит также стабилизировать яхту на полных курсах, изменит ситуацию с
брочингом в лучшую сторону.
- На попутных курсах, да еще при высокой волне и бортовой качке всегда существует риск, что нок гика воткнется в гребень волны и развернет яхту под ветер. Длину гика лучше уменьшить на 1 метр.
Учтя эти особенности, возможно компенсировать определенные недостатки
КэтБотов, осуществляя путешествия по указанному выше маршруту на яхтах типа "
КэтБот", руководствуясь
"хорошей морской практикой".
О том, что конструктивные особенности яхт, в путешествии, играют важную роль, но не главную, можно прочитать в Главе 12. Книги Введение в яхтинг -
Что такое экстремальный яхтинг?